Рождество Христово, великий праздник, в воспоминание рождения Иисуса Христа - спасителе человечества; Отмечается 25 декабря [в одних странах - по григорианскому календарю (по новому стилю, т.е. по тому по которому мы сейчас живём), в других - по юлианскому календарю (по старому стилю, что соответствует 7 января нового стиля)]. Его уникальное, чудесное рождение начало новую эпоху в истории взаимоотношений Бога с человеком и положило начало новой - эпохе благодати, эпохе в которой каждый человек получил шанс: примирится с Богом.
Первыми стали праздновать Р. Х. христианские общины Рима. Самым древним свидетельством существования праздника Рождества является заметка в "Хронографе" в 354 году. В этом древнем, богато иллюстрированном календаре, сказано, что 25 декабря празднуется Рождество. Однако, на этом основании невозможно судить о том, отмечали ли этот день в Риме раньше, и, если отмечали, то с какого времени. Узаконен праздник был на Эфесском соборе в 431г.
В 10 в. вместе с христианством праздник Р. Х. стал распространяться на Руси, где он слился с зимним древнеславянским праздником в честь духов-предков (святками), пережитки которого сохранились в "святочных" обрядах (ряженые, гаданье), эти гадания все христианские церкви считают опасными оккультными действиями.
В природе Рождество совпадает с днем зимнего солнцестояния и это очень символично, так как с этого дня сокращается ночь и увеличивается день, что является прекрасной аналогией с Иисусом Христом, который являлся светом, постепенно прогоняющий ночь, тьму греха.
Ель – дерево, одинаково красивое независимо от времени года, также стало одним из символов Рождества. Когда-то ель украшали только фруктами, чаще всего яблоками. В 1858 году случился очень плохой урожай яблок. Тогда стеклодувы Лотарингии создали стеклянные шары, чтобы заменить яблоки. Вот откуда появилась традиция елочных украшений. Во Франции с экскурсией можно побывать в стекольных мастерских, где изготавливались первые елочные шары.
Неотъемлемая традиция празднования Рождества – это «рождественские ясли» (вертеп), которые изображают сцену рождения Христа. Ясли, созданные в Праге в 1562 году, известны как первые в мире. Долгое время рождественские ясли устанавливали только в церквях, пока аристократические семьи не стали устанавливать их в своих домах, а затем и богатые люди тоже переняли этот обычай. В 19 веке целыми сериями стали выпускать миниатюрные фигурки святых и ангелов. Иметь их в доме становилось все более и более популярно, а сегодня такую фигурку можно найти во многих семьях, их приобретают не обязательно в связи с религией, а порой просто как дань моде, не задумываясь.
Сцена яслей такова: младенца в колыбели окружают родители, легендарные вол и осел, пастухи, волхвы, теснится простой люд. В этой постановке персонажи из народа играют важную роль, где изображают восторженных рыбака, продавщицу рыбы, женщину с глиняным кувшином, пряху с веретеном, глашатая с барабаном…
Ещё одной из особенностей Рождественских празднеств является сценка о рождении младенца Иисуса. Традиции этих сценок лежит в средневековых мистериях, «живые» сцены рождения Христа. Сцены рождения разыгрывались в храмах и сопровождались церковными пениями. Пастораль – это забавного характера сцена, в которой акцент делается на простой люд. Так, актеры, разыгрывающие персонажей из народа (ни в коем случае не из Святого Семейства), рассказывают шуточные истории из жизни деревень, откровенничают о своей жизни и разыгрывают публику, которая уже не различает, что правда из Святой истории, а что – выдумки.
В России, после Октябрьской революции, когда вера в Бога стала приравниваться к измене Родине, Советская власть пыталась отменить эти празднования, но праздник Рождества настолько сильно был вплетён в жизнь российских народов, что коммунистам пришлось придумывать альтернативу. Наши новогодние утренники и спектакли с Бабой Ягой, Дедом Морозом и др. есть не что иное, как переделанные Рождественские сценки.